Образовательная программа областного государственного специального (коррекционного) образовательного казенного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №6 г. Иркутска формировалась исходя из положений закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в статье 12 которого сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности» «с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ», а также то, что её разработка и утверждение относится к компетенции образовательных учреждений (статья 12 п.5,7) .
Главными ценностями образовательной программы являются:
- Право каждого ребенка на получение образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
- Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
- Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Коллективное сотворчество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни организации.
- Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми.
- Уважительное отношение к организации и ее традициям.
В связи с этим педагогический коллектив ставит перед собой ряд следующих задач:
I. Развитие и коррекция высших психических функций как основы для формирования навыков учебного поведения, обеспечивающих усвоение базового школьного компонента, средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество, воспитание свободного, творчески мыслящего, образованного человека, открытого людям, умеющего быть успешным в деятельности.
II. Развитие навыков продуктивного общения, обеспечивающих усвоение воспитанниками норм коммуникативного поведения соответствующей возрастной группы.
III. Организация мер охраны здоровья и профилактики заболеваний применительно к каждому ребёнку.
Главная цель организации коррекционно-педагогического обучения – создание для детей, испытывающих затруднение в освоении образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих максимально социализировать эту категорию детей, подготовить их для последующего жизненного самоопределения.
Из главной цели образовательной программы и принципов ее реализации вытекают цели школьного образования, дифференцированные по уровням (ступеням) образования:
Начальное общее образование (начальная школа):
- формирование у школьников положительного отношения к учению
- формирование способности к адаптации в условиях новой жизненной ситуации
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся
- развитие навыков самообслуживания и здорового образа жизни.
Основное общее образование (основная школа):
- развитие мотивации к учебной деятельности
- развитие навыков самообслуживания
- развитие навыков учебной, трудовой, досуговой деятельности
- формирование профессиональной и общекультурной компетентности
- формирования готовности к продолжению образования, к получению специальности
- формирования умения адаптироваться в обществе
Таким образом, образовательная программа направлена на достижение учащимися в процессе обучения:
- уровня знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе, в учреждениях начального общего образования
- уровня общекультурной и профессиональной компетентности
- уровня адаптации и социализации в обществе
Образовательная программа определяет цели, ценности и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание программ и технологии обучения, через учебно-методическую базу программ обучения.
Образовательная программа регламентирует:
- условия освоения образовательной программы
- диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся
- организационно-педагогические условия учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:
- учащихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения культурных традиций и ценностей
- родителей (законных представителей) – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями;
- учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности
Основным проектированным результатом освоения образовательной программы является - достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой, культурной сферах деятельности.